Главная » Статьи » Статьи об оффшорных компаниях: » Что такое TIEA (Tax Information Exchange Agreement)

Что такое TIEA (Tax Information Exchange Agreement)

Соглашение об обмене информацией в сфере налогообложения (Agreement on Exchange of Information on Tax Matters или Tax Information Exchange Agreement, сокращенно - TIEA) - это соглашение между странами об обмене информацией о налоговом законодательстве и другой информацией, которая имеет отношение к квзиманию налогов, с целью выявления уклонений от налогообложения при совершении внешнеторговых и других международных финансово-хозяйственных операций.

Подобное Соглашение (TIEA) основывается на статье 26 Модельной конвенции Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) об обмене информации в сфере налогообложения, которая выглядит следующим образом:

English version Русская версия
Article 26. EXCHANGE OF INFORMATION Статья 26. Обмен информацией
1. The competent authorities of the Contracting States shall exchange such information as is foreseeably relevant for carrying out the provisions of this Convention or to the administration or enforcement of the domestic laws concerning taxes of every kind and description imposed on behalf of the Contracting States, or of their political subdivisions or local authorities, insofar as the taxation thereunder is not contrary to the Convention. The exchange of information is not restricted by Articles 1 and 2. 1. Компетентные органы Договаривающихся Государств обмениваются такой информацией, которая предсказуемо существенна для выполнения положений настоящей Конвенции или администрирования или применения внутреннего законодательства, касающегося налогов любого вида и описания, взимаемых от имени Договаривающихся Государств, или их политических подразделений или местных органов власти, в той степени, в которой такое налогообложение не противоречит настоящей Конвенции. Обмен информацией не ограничивается статьей 1 и 2.
2. Any information received under paragraph 1 by a Contracting State shall be treated as secret in the same manner as information obtained under the domestic laws of that State and shall be disclosed only to persons or authorities (including courts and administrative bodies) concerned with the assessment or collection of, the enforcement or prosecution in respect of, the determination of appeals in relation to the taxes referred to in paragraph 1, or the oversight of the above. Such persons or authorities shall use the information only for such purposes. They may disclose the information in public court proceedings or in judicial decisions. 2. Любая информация, полученная одним из Договаривающихся Государств в соответствии с пунктом 1, считается настолько же конфиденциальной, насколько и информация, полученная в соответствии с внутренним законодательством этого Государства, и сообщается только лицам или органам (включая суды и административные органы), занятым как оценкой или сбором, принудительным взысканием или судебным преследованием или рассмотрением апелляций в отношении налогов, упомянутых в пункте 1, так и надзором за всем вышеуказанным. Такие лица или органы должны использовать эту информацию только в указанных целях. Они могут раскрывать эту информацию в ходе открытого судебного заседания или в судебных решениях.

3. In no case shall the provisions of paragraphs 1 and 2 be construed so as to impose on a Contracting State the obligation:

a) to carry out administrative measures at variance with the laws and administrative practice of that or of the other Contracting State;

b) to supply information which is not obtainable under the laws or in the normal course of the administration of that or of the other Contracting State;

c) to supply information which would disclose any trade, business, industrial, commercial or professional secret or trade process, or information the disclosure of which would be contrary to public policy (ordre public).

3. Ни в каком случае положения пункта 1 и 2 не будут толковаться как налагающие на Договаривающееся Государство обязательство:

(а) проводить административные мероприятия, противоречащие законодательству и административной практике этого или другого Договаривающегося Государства;

(b) предоставлять информацию, которую нельзя получить по законодательству или в ходе обычного администрирования этого или другого Договаривающегося Государства;

(с) предоставлять информацию, которая раскрывала бы торговую, предпринимательскую, промышленную, коммерческую или профессиональную тайну или торговый процесс, или информацию, раскрытие которой противоречило бы государственной политике (ordre public).

4. If information is requested by a Contracting State in accordance with this Article, the other Contracting State shall use its information gathering measures to obtain the requested information, even though that other State may not need such information for its own tax purposes. The obligation contained in the preceding sentence is subject to the limitations of paragraph 3 but in no case shall such limitations be construed to permit a Contracting State to decline to supply information solely because it has no domestic interest in such information. 4. Если информация запрошена одним Договаривающимся Государством в соответствии с настоящей статьей, другое Договаривающееся Государство должно использовать свои мероприятия по сбору информации для получения запрошенной информации, даже если такая информация не требуется этому другому Государству для собственных налоговых целей. Обязательство, содержащееся в предыдущем предложении, ограничено положениями пункта 3, но ни в каком случае такие ограничения не могут быть истолкованы как разрешающие Договаривающемуся Государству отказаться от предоставления информации исключительно по причине отсутствия внутренней заинтересованности в ней.
5. In no case shall the provisions of paragraph 3 be construed to permit a ContractingState to decline to supply information solely because the information is held by a bank,other financial institution, nominee or person acting in an agency or a fiduciary capacity or because it relates to ownership interests in a person. 5. Ни в каком случае положения пункта 3 не будут толковаться как разрешающие Договаривающемуся Государству отказать в предоставлении информации исключительно по причине того, что обладателем информации является банк, другое финансовое учреждение, номинальный держатель или лицо, выступающее агентом или поверенным, или по причине того, что информация относится к правам собственности лица.

ОЭСР стремится привести все юрисдикции к международным стандартам налоговой прозрачности, одним из этапов которого является улучшение системы обмена налоговой информацией между странами. TIEA действует по принципу Соглашения об избежании двойного налогообложения и является двусторонним. В рамках данного Соглашение одно договаривающееся государство может запросить у другого следующую информацию:

  • информация о собственниках компаний, а также партнерств, трастов, фондов и других физических и юридических лиц, включая информацию обо всех участниках цепочки владения
  • информация об учредителях, доверительных собственниках, управляющих и бенефициарах трастов и фондов, за исключением информации о публичных компаниях и коллективных инвестиционных фондах, в случае если подобной информации затруднено
  • информация, хранящаяся в банках или иных финансовых учреждениях, у номинального акционера или директора, регистрационного агента, доверенного лица или доверительного собственника

ОЭСР ввел 3 списка стран: "белый", "серый" и "черный". Для попадания в "белый" список необходимо полностью соответствовать стандартам налоговой прозрачности ОЭСР. В "серый" спиок стран попадают те страны, которые соответствуют стандартам в недостаточном объеме или приняли эти стандарты, но еще не начали применять. Соответственно, в "черный" список ОЭСР попадают страны, которые полностью не соответствуют стандартам налоговой прозрачности. 

Полный список стран, разбитых на 3 списка можно посмотреть по ссылке:

Отчет по проанализированным ОЭСР юрисдикциям на предмет применения налоговых стандартов, одобренных на международном уровне от 5 декабря 2012 г. 
A PROGRESS REPORT ON THE JURISDICTIONS SURVEYED BY THE OECD GLOBAL FORUM IN IMPLEMENTING THE INTERNATIONALLY AGREED TAX STANDARD. December 05, 2012 - на английском языке
(Тип файла: PDF, Размер: 36 КБ)

На настоящий момент в "черном" списке ОЭСР нет ни одной страны, а в "сером" списке их только 2: Науру и Ниуэ.

Таким образом, практически все классические оффшорные зоны входят в "белый" список ОЭСР. Для этого стране необходимо заключить со странами-участницами ОЭСР не менее 12 договоров, соответствующих стандартам международной налоговой прозрачности. На настоящий момент участниками ОЭСР являются 34 государства.