Фонды в Лихтенштейне. Часть 3: Бенефициары фонда в Лихтенштейне

Фонды в Лихтенштейне. Часть 3: Бенефициары фонда в Лихтенштейне, их права и обязанности


 

Часть 1: Преимущества фондов, источники права и виды лихтенштейнских фондов.

Часть 2: Процедура регистрации и структура фонда.

 

6. Бенефициары фонда

При создании фонда особое внимание должно быть уделено цели фонда. Устав фонда должен содержать имена бенефициаров или такое обозначение бенефициаров или группы бенефициаров, которое позволяет объективно их идентифицировать. Только общественные фонды не должны указывать своих бенефициаров. На практике чаще выходит так, что в Уставе имена не указываются, для этого в Уставе обязательно надо сделать ссылку на Дополнение к уставу, в котором уже и записываются данные бенефициаров.

§5 устанавливает определение бенефициаров как физических или юридических лиц, которые могут иметь или не иметь фактического имущественного интереса, безусловно или при соблюдении определенных условий, в ограниченный или неограниченный период времени, с ограничениями или без, возвратно или безвозвратно, в любое время фактического существования фонда или после его ликвидации могут получать экономическую выгоду от этого фонда (бенефициарные интересы). Личность бенефициаров не раскрывается публично и не вписывается в Государственном реестре или в уведомлении о создании фонда.

Законодательство обозначает 4 категории бенефициаров. Уполномоченные бенефициары (Entitled beneficiaries - англ.) в соответствии с § 6, пункт 1 это те бенефициары, которые на основе документов фонда (Устав, Дополнение к уставу или внутренние регламенты) имеют законное право требования получения прибыли в определенной или определяемой степени из доходов фонда. Совет фонда в этом случае не обладает полномочиями по принятию решений в вопросе распределения прибыли. То есть уполномоченные бенефициары имеют право требования прибыли в соответствии с положениями современного законодательство о контролируемых иностранных компаниях России по состоянию на начало 2017 года.

Потенциальные бенефициары (Prospective beneficiaries - англ., § 6, пункт 2) - физические лица, кто в соответствии с учредительными документами фонда имеет законное право впоследствии быть назначенными преемниками уполномоченных бенефициаров. Это может наступить после наступления определенного события, после выполнения условия или при наступлении указанной даты. Потенциальные бенефициары, кто не имеет права в будущем стать уполномоченным бенефициаром, а имеют только некоторую вероятность получения доходов от фонда, не признаются потенциальными бенефициарами по положениям § 6, пункт 2. Есть ли законное право на получение статуса уполномоченного бенефициара или нет зависит от интерпретации учредительных документов фонда.

Третья категория бенефициаров - дискреционные бенефициары (§ 7). Они принадлежать к группе бенефициаров, указанных учредителем и реализация их бенефициарных прав приходится на усмотрение Совета фонда или другого органа назначенного для этих целей, например, протектора или коллатора. Фонды с дискреционными бенефициарами называются дискреционными фонда (Discretionary foundations - англ.). Дискреционные бенефициары не имеют законного права требования получения какого-либо дохода от фонда, они имеют право только на получение дохода тогда, когда Совет фонда принял соответствующую резолюцию в их отношении. Соответственно, в отличие от уполномоченных бенефициаров, дискреционные бенефициары не признаются бенефициарами с правом требования прибыли от фонда, что кардинально меняет их статус по законодательству о КИК в России. После того, как фонд сделал выплату в пользу дискреционных бенефициаров, обязательства фонда по отношению к ним считаются погашенными. Однако, дискреционные бенефициары имеют право на проверку своих собственных прав и полномочий в соответствии с § 9, но только в отношении самих себя, не затрагивая других бенефициаров любой категории.

Конечный бенефициар (§ 8) - это тот бенефициар, кто в соответствии с учредительными документами фонда имеет право на получения активов фонда, оставшихся после его ликвидации. Если на момент ликвидации не существует ни одного бенефициара, то оставшиеся активы фонда распределяются в пользу Княжества Лихтенштейн, которое получает право на единоличное распоряжение полученными активами, но в соответствии с целями фонда.

Если указание бенефициаров является существенным моментом при учреждении фонда, то в Уставе фонда необходимо написать их имена или объективные критерии, по которым можно определить бенефициаров или группу бенефициаров. Но есть 3 исключения из этого правила. Во-первых, если это общественный фонд, то по определению он служит нуждам общества (§ 107, пункт 4а Закона о лицах и компаниях) и указанием его бенефициаров необязательно. Во-вторых, разрешается делать ссылку в Уставе фонда на Дополнение к нему, в котором уже будут указаны бенефициары, что и встречается часто на практике. И в-третьих, могут быть некоторые особенные случаи, когда личность бенефициаров очевидна исходя из цели фонда.

Интерес выгодоприобретателей может отнести только к доходам фонда или также и к активам фонда. Несмотря на то, что законодательство Лихтенштейна о фондах не может запретить фондам распоряжаться своими активами, Совету фонда запрещено делать выплаты в пользу бенефициаров, если подобные выплаты сделают невозможным расчеты с кредиторами фонда по текущей задолженности.

Учредитель может назначить самого себя или как единственного бенефициара или как одного из нескольких бенефициаров. В соответствии с § 30 учредитель может сохранить за собой право вносить изменения в Декларацию об учреждении (см. статью 5.1), что даст ему возможность полностью пересмотреть порядок определения бенефициаров в будущем. В рамках §§ 31 Совету фонда также может быть предоставлено право определения бенефициаров, порядок которого был отражен в Уставе фонда или к Дополнению к нему (см. статью 5.2).

Обычно в учредительных документах предусматривается так называемый каскадный порядок определения бенефициаров, когда вторая “волна” бенефициаров вступают в права после смерти первой “волны”. Часто указываются и более далекие по времени вступления в права “волны” бенефициаров: и третьи, и четвертые и т.д. После смерти бенефициара его бенефициарные права в фонде не формируют имущественные активы, которые будут подлежать включению в его наследственное дело, так как факт его смерти автоматически аннулирует его права в фонде, и следующий бенефициар или группа бенефициаров вступает в свои права. Юридический статус бенефициара является сугубо персональным и не подлежит передаче или наследованию, если только учредитель фонда не выразит прямо иное. И наконец, Устав фонда или Дополнение к уставу должно содержать условия о распределении активов в случае ликвидации фонда.

Права бенефициаров

Фонд - это не коммерческая компания, на деятельность которой может оказываться влияние ее акционеров пропорционально их доле в этой компании. Чтобы предотвратить риск того, что члены Совета фонда будут распоряжаться активами фонда как будто являются их прямыми владельцами, § 9 гарантирует за бенефициарами право на получение и раскрытия перед ними информации. Эти права предоставляются не только уполномоченным бенефициарам, но и потенциальным и действующим дискреционным бенефициарам. Но те лица, которые только в будущем иметь право стать дискреционными бенефициарами, не получают таких прав.

Под правами бенефициара понимают право просматривать внутренние документы и получать общую, отчетную или бухгалтерскую информацию о фонде. Бенефициар имеет право проводить проверку хозяйственного учета и документов фонда и делать копии подобных документов, а также проводить анализ деятельности как напрямую, так и через нанятого агента.

Однако, законодательство имеет определенные ограничения в правах бенефициара. Во-первых, эти права могут использоваться только в отношении самого себя и не затрагивать интересы других бенефициаров. События в прошлой деятельности фонда могут расследоваться бенефициаром только если конкретный бенефициар может доказать, что события в прошлом напрямую повлияли на его интересы. Во-вторых, есть очень обширная статья, по которой в правах бенефициара может быть отказано, если есть подозрения о нечестных, некорректных намерениях их использования или бенефициар собирается пользоваться своими правами исключительно для создания конфликтной ситуации с другими бенефициарами. В-третьих, бенефициару может быть отказано в его правах по важным причинам, связанным с защитой самого бенефициара, например, для ограды молодого человека от безделья после того, как он узнал что является бенефициаром определенного фонда и может претендовать на значительные выплаты.

Права бенефициаров можно отстаивать в рамках гражданского делопроизводства. Однако, в Уставе фонда можно прописать арбитражную оговорку, что споры подлежат рассмотрению в арбитражном суде Лихтенштейна или в другой стране. Существование прав у бенефициаров презюмируется, бремя доказывания допустимости ограничений бенефициаров в правах лежит на Совете фонда.

Часто в учредительных документах указываются конкретные причины, по котором в запросе на предоставление информации может быть отказано. Но тем не менее такие формулировки не являются обязательными ни для суда, ни для Совета фонда, так как нужно брать в расчет еще и перекрестные положения, что оценить баланс интересов.

  • § 10 -12 предоставляют важные исключения, по которым права бенефициаров могут быть приостановлены в соответствии с §9, в ситуациях когда фонд контролируется другими участниками. Например, если учредитель оставил за собой право об отзыве фонда по § 30 (см. раздел 5.1) и он конечный выгодоприобретатель фонда, тогда у других бенефициаров не возникает прав на получение информации, потому что в этом случае учредитель самостоятельно может оказывать значительный контроль над фондом. Если контролирующий орган создан в соответствии с § 11 (см. статью 5.4), бенефициары могут запрашивать информацию только о цели фонда и его организационной структуре или о их личных правах в отношении фонда. Кроме того, бенефициары не могут воспользоваться своим правом на получение информации, если фонд находится под надзором Контролирующим органом Лихтенштейна (см. статью 7). Но однако, в каждом конкретном случае любой из бенефициаров может обратиться в суд для рассмотрения любой жалобы по своим правам.