Руководство по открытию бизнеса в Швеции. Часть 2

Руководство по открытию бизнеса в Швеции. Часть 2. Налоговое администрирование и открытие представительства в Швеции


Шведские компании, как правило, уплачивают подоходный налог ежемесячно на основании предварительной декларации о доходах. После окончания отчетного года компания подает налоговую декларацию в Налоговое агентство Швеции, в которой определяется окончательный подоходный налог компании за год. Дата подачи заявки зависит от того, когда заканчивается финансовый год компании.

Окончание финансового года

Дата подачи налоговой декларации

31 января, 28 февраля, 31 марта или 30 апреля

1 ноября, если декларация была подана на бумажном носителе; 1 декабря, если декларация была подана в электронном виде.

31 мая или 30 июня

15 декабря, если декларация была подана на бумажном носителе; 15 января, если декларация была подана в электронном виде.

31 июля или 31 августа

1 марта, если декларация была подана на бумажном носителе; 3 апреля, если декларация была подана в электронном виде.

30 сентября, 31 октября, 30 ноября или 31 декабря

1 июля, если декларация была подана на бумажном носителе; 1 августа, если декларация была подана в электронном виде.


Налоговое администрирование в Швеции, налоговые проверки

Решение Налогового агентства по налогу на прибыль может быть обжаловано в административном суде. Такая апелляция должна быть направлена в Налоговое агентство, а не в суд, после чего Агентство произведет обязательный пересмотр своего решения. Если Агентство не найдет причины для отмены своего решения, апелляция будет направлена в суд.

Решение административного суда может быть обжаловано в административном апелляционном суде. Решение административного апелляционного суда может быть обжаловано в Высшем административном суде. Для рассмотрения дела Высшим административным судом требуется разрешение на пересмотр, поскольку Высший административный суд устанавливает прецедент и, как правило, рассматривает только те дела, в которых обжалование является важным ориентиром для применения закона.

Субъекты налогообложения могут обратиться в Налоговое агентство с письменным ответом на налоговые вопросы. Такие письменные ответы не имеют обязательной юридической силы. Однако, по мнению Налогового агентства, предполагается, что оно будет рассматривать их как обязательные при условии, что соответствующие налоговые субъекты предоставили всю соответствующую информацию и не используют ответ для целей налогового планирования, и если Верховный административный суд не представит прецедент, подтверждающий, что интерпретация Налогового агентства была неверной.

Шведская налоговая система также предусматривает возможность получения формально обязательного предварительного решения по конкретному налоговому вопросу. Такое решение выносит Совет по налоговым постановлениям (независимый государственный орган). Как Налоговое агентство, так и налогоплательщик могут обжаловать налоговое постановление в Высшем административном суде без возможности его обжалования.

Срок, в течение которого Налоговое агентство проверяет налоговые декларации налогоплательщиков, обычно составляет шесть лет, но в большинстве случаев может быть сокращен до двух лет путем подачи открытой налоговой декларации.

Налоги на компании в Швеции

Шведская система НДС приведена в соответствие с правилами ЕС. Общая ставка НДС в размере 25% применяется в отношении большинства товаров и услуг. Сниженные ставки применяются к некоторым товарам и услугам, таким как продукты питания, ресторанное питание, безалкогольные или слабоалкогольные напитки (12%), а также к перевозке пассажиров, книг, газет и большинства культурных мероприятий (6%). Большинство финансовых и страховых компаний освобождены от уплаты НДС, как правило, это также относится к здравоохранению, стоматологии, социальному обеспечению и школам. Подача декларации по НДС, а также уплата налога происходит ежемесячно, ежеквартально или ежегодно в зависимости от оборота.

Являясь членом ЕС, Швеция также является членом таможенного союза, обеспечивающего соблюдение Таможенного кодекса Союза. Большая часть таможенных пошлин ЕС рассчитывается как процент от стоимости ввозимых товаров. Все импортируемые товары должны классифицироваться в соответствии с таможенным тарифом ЕС, а применяемые ставки пошлин зависят от "экономической чувствительности" товаров. Фактическая ставка пошлины, подлежащая применению, также зависит, в частности, от страны происхождения продукта и соглашений о свободной торговле.

Швеция взимает налог на передачу недвижимого имущества (гербовый сбор) с большинства сделок по передаче прав собственности на недвижимое имущество. Большинство юридических лиц платят 4,25%; физические лица и ассоциации собственников жилья платят 1,5%. Налог на передачу прав на недвижимость при внутригрупповой передаче прав собственности обычно может быть отсрочен при условии, что недвижимость остается в одной и той же группе покупателей и продавцов. Недвижимость, переданная в результате слияния, разделения или выделения юридических лиц, в настоящее время не облагается налогом на передачу недвижимого имущества.

Налог на коммерческую недвижимость составляет от 0,2% до 2,8% от суммы налога (обычно 1%) в зависимости от вида недвижимости. Предполагается, что налоговая оценка справедливой рыночной стоимости составит 75% от консервативной оценки рыночной стоимости такой недвижимости.

Сборы на социальное обеспечение, выплачиваемые работникам (или самозанятым лицам), обычно составляют 31,42% от заработной платы. Сборы на социальное страхование вычитаются для целей корпоративного налогообложения.

Пенсионные пособия, выходящие за рамки обязательной системы, являются обычными для большинства шведских работодателей. Специальный налог на заработную плату обычно взимается по ставке 24,26% с этих дополнительных пенсионных взносов и обязательств. Эти налоги вычитаются для целей корпоративного налогообложения.

Швеция не взимает налоги на подарки, а также нет налога на богатство и наследство.

Налоговое резидентство юридических лиц 

Шведские компании несут неограниченную налоговую ответственность в Швеции, если иное не оговорено в специальных правилах.

Филиал или постоянное представительство в Швеции

Иностранное предприятие обязано уплачивать подоходный налог в Швеции, если установлено, что оно имеет постоянное представительство в Швеции. Если предприятие имеет постоянное представительство в Швеции, то оно будет облагаться налогом с дохода предприятия (22%). Предприятие может быть индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

Общее определение постоянного представительства содержится в шведском Законе о подоходном налоге, который также содержит правила в отношении того, когда постоянное представительство может быть создано лицом, действующим от имени предприятия (например, агентом).

Постоянное представительство определяется в соответствии с общим определением как постоянное место осуществления предпринимательской деятельности, через которое осуществляется полностью или частично коммерческая деятельность предприятия. Для создания постоянного представительства должны быть выполнены три условия: особое "место осуществления предпринимательской деятельности", которое должно быть "постоянным", как и при наличии определенной степени постоянства, и коммерческая деятельность предприятия должна осуществляться через это постоянное место осуществления предпринимательской деятельности.

Общее определение также содержит перечень примеров того, что может представлять собой постоянное представительство: место управления, филиал, офис, фабрика, мастерская, шахта, нефтяная или газовая скважина, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов, строительная площадка, строительный или монтажный объект или недвижимость, являющаяся текущим активом в коммерческой деятельности.

Это определение в основном соответствует определению постоянного представительства, содержащемуся в Типовой конвенции ОЭСР о налогообложении доходов и капитала (OECD Model Tax Convention on Income and Capital).

Если Швеция заключила соглашение об избежании двойного налогообложения (налоговое соглашение) с юрисдикцией, из которой было создано предприятие, постоянное представительство должно присутствовать как в соответствии с Законом о подоходном налоге, так и в соответствии с налоговым соглашением, чтобы предприятие было обязано уплачивать налог на прибыль. В соответствии с Законом о подоходном налоге иностранные предприятия имеют постоянное представительство в Швеции, если они осуществляют свою деятельность полностью или частично из постоянного места ведения предпринимательской деятельности в Швеции. Коммерческая операция обычно считается "фиксированной", если она осуществляется в течение шестимесячного периода и имеет определенную степень постоянства. В большинстве налоговых соглашений, которые Швеция заключила с другими государствами, строительные площадки, строительные или монтажные объекты считаются фиксированными (имеют такую степень постоянства), если они продолжаются более 12 месяцев.

Иностранное предприятие может иметь постоянное представительство в Швеции, даже если в этой стране нет постоянного места ведения предпринимательской деятельности. Это может произойти, если хозяйственная деятельность в Швеции осуществляется через агента, находящегося на иждивении.

Иностранное предприятие обязано подать налоговое заявление в Налоговое агентство, если оно имеет постоянное представительство в Швеции, является работодателем в Швеции или осуществляет деятельность, для которой оно обязано уплачивать НДС в Швеции. Затем Налоговое агентство может утвердить предприятие в качестве субъекта налогообложения и принять решение о том, должно ли оно уплачивать, в частности, авансовый подоходный налог, специальный налог на заработную плату по пенсионным расходам, налог на доход от пенсии или налог на недвижимость.

Хозяйственная деятельность иностранного предприятия в Швеции может осуществляться через филиал. Предприятие должно зарегистрировать филиал в Шведском бюро регистрации компаний.