Отмена налогового соглашения России и Кипра


3 августа 2020 года Минфин России опубликовал пресс-релиз о начале денонсации Соглашения об избежании двойного налогообложения с Республикой Кипр. Однако спустя некоторое время Минфин Кипра опубликовал ответный пресс-релиз о том, что финальный раунд переговоров назначен на 10-11 августа. 

Тем не менее, позиция российской стороны в части увеличения налога у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов и тон пресс-релиза Минфина России практически не оставляют пространства для маневра для сохранения соглашения в целом или с частично льготными условиями. 

В то же время мы считаем, что отмена соглашения с Кипром в долгосрочной перспективе станет положительным фактором и исключит дальнейшее движение российских предпринимателей в сторону Кипра. Не секрет, что в последние годы стало практически невозможным доказать применение льготной ставки налога у источника при выплате дивидендов и процентов, если они выплачиваются из российской организации в адрес кипрского налогоплательщика. Категоричность решения Минфина России позволит сэкономить много времени и ресурсов для российского бизнеса при структурировании за рубежом и сконцентрироваться на тех юрисдикциях, где российская организация будет иметь фактическое присутствие вместо регистрации транзитных “полочных” компаний в низконалоговых и псевдонизконалоговых юрисдикциях с виртуальным “сабстенсом”.

Если вы выплачиваете дивиденды и проценты из российской организации в зарубежную, то с учетом планируемых изменений мы рекомендуем:

  • Оценить влияние новых налоговых ставок на вашу корпоративную структуру.
  • Рассмотреть возможности реструктуризации вашей текущей корпоративной структуры с редомициляцией в другие юрисдикции или ликвидацией иностранных компаний. Необходимо иметь ввиду, что текущие налоговые соглашения РФ с другими странами могут быть пересмотрены до 25 декабря 2020 года.
  • Проанализировать налоговые последствия при переносе иностранной компании (смене резидентства) в Россию или в страну, где находятся постоянные органы управления.
  • Рассмотреть возможность выплаты дивидендов и процентов из России с учетом концепции о фактическом получателе доходов (ФПД), в том числе путем применения “сквозного подхода”.