Регулирование криптовалют в Словении

Наряду с Эстонией, Литвой, Финляндией и Чехией,  Словения - одна из европейских стран, которую можно рассмотреть при планировании бизнеса в сфере криптовалют. Правительство Словении стремится закрепить страну как одного из лидеров среди стран-членов ЕС в области блокчейн-технологий. Это достигается обычными инструментами: открытостью к новым технологиям, применением налоговых льгот и повышением прозрачности операций в сфере цифровых активов.

Статус криптовалюты в Словении

В настоящее время законодательство Словении определяет криптовалюты как виртуальные валюты. Это означает, что они не могут быть ни финансовыми инструментами, ни денежными средствами в соответствии с законодательством Словении о платежных услугах и системах.

Чтобы соответствовать международным требованиям по налоговой прозрачности, Словения расширила действие законодательства о противодействии отмыванию денежных средств при операциях с криптовалютами. В настоящее время любая криптообменная биржа или брокер признаются финансовыми учреждениями в целях законодательства об AML. Таким образом, подобные учреждения должны соответствовать требованиям прозрачности и процедурам KYC, которые применимы к финансовым институтам.

Налогообложение криптовалют в Словении для физических лиц

Финансовая служба Словении (FURS) в 2017 в своем руководстве впервые упомянула криптовалюты в отношении налогообложения прироста капитала от виртуальных валют. Доход физических лиц в форме биткойнов или иных виртуальных валют подлежит налогообложению. Налогооблагаемая база рассчитывается на основе обменного курса криптовалюты по отношению к евро на дату получения этой криптовалюты. Аналогичный принцип применяется в случае майнинга.

Однако, FURS отмечает, что доход физического лица от трейдинга биткойнов или иных виртуальных валют, а также доход от колебаний курса криптовалют, не подлежит налогообложению. Это связано с тем, что в соответствии с Законом Словении о подоходном налоге прирост капитала, как правило, не применяется при доходах от движимого имущества или от производных финансовых инструментов. Как было упомянуто выше, криптовалюта не признается в Словении финансовым инструментом или акциями, и таким образом, сделки с ней не образуют налогооблагаемую базу.

Налогообложение криптовалют в Словении для юридических лиц

В отношении юридических лиц, владеющих цифровыми активами, вопросы налогообложения менее очевидны чем для физических лиц. К примеру те физические лица, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели и занимающиеся куплей-продажей криптовалюты или осуществляющие майнинг, включают весь доход от своей деятельности в налогооблагаемую базу. Однако, к юридическим лицам FURS предпочитает относиться индивидуально. В их руководстве указано, что “финансовый учет подобной деятельности зависит от фактических обстоятельствах в каждом конкретном случае”.

Оценивая налоговую нагрузку юридического лица, необходимо принять во внимание налоговый статус получателя дохода и тип дохода. Таким образом, майнинг криптовалют, деятельность биржи, принятие платежей в биткойнах - все это может иметь абсолютно разные налоговые последствия в Словении. Например, прирост капитала от криптовалют полностью попадает в налогооблагаемую базу в Словении по доходам юридических лиц по ставке 19%.

При этом важно отметить, что словенское законодательство запрещает основывать бизнес-модель компании исключительно на операциях с криптовалютой, то есть деятельность платежного оператора с одним лишь вариантом транзакций в биткойнах тоже запрещена. Все компании должны иметь банковский счет для осуществления операций в безналичной форме фиатными средствами.

НДС в Словении при сделках с биткойнами

Майнинг криптовалют в Словении не является налогооблагаемой операцией по НДС, соответственно, возмещение НДС при покупке майнингового оборудования также не допускается.

Налогообложение ICO в Словении

В Словении токены, используемые при ICO, с точки зрения налогообложения не отличаются от обычных товаров и услуг, то есть налогооблагаемая база по токенам определяется путем вычета расходов, понесенных на приобретение или создание токена из полученной выручки при его реализации.