Налогообложение сверхприбыли в ЕС. Бельгийский опыт

16 сентября 2019 года Европейская комиссия открыла отдельные углубленные расследования для оценки того, дают ли налоговые постановления (tax ruling) Бельгии в отношении 39 транснациональных компаний "сверхприбыли" (excess profit), несправедливое преимущество перед их конкурентами в нарушение правил государственной помощи ЕС.

Расследования начались после того, как Европейский суд общей юрисдикции в феврале 2019 года отменил решение Комиссии от января 2016 года, заключив, что те же самые налоговые решения были частью бельгийской программы помощи, которая была незаконной по правилам государственной помощи ЕС. Суд не определил свою позицию по вопросу о том, привели ли налоговые льготы в отношении сверхприбыли к незаконной государственной помощи, но пришел к выводу, что Комиссия не смогла установить существование такой схемы. Это означает, что, по мнению Общего суда, совместимость налоговых решений с правилами государственной помощи ЕС должна оцениваться индивидуально, поэтому Комиссия открыла отдельные углубленные исследования по отдельным налоговым постановлениям. В то же время Комиссия обжаловала решение Генерального суда в Европейском суде для получения дополнительной ясности в отношении существования системы оказания помощи. Эти разбирательства продолжаются.

По словам комиссара Маргрете Вестагер, отвечающей за политику в области конкуренции: "Все компании должны платить свою справедливую долю налогов. Мы обеспокоены тем, что бельгийская система налогообложения сверхприбыли позволила существенно снизить налоги только некоторым транснациональным компаниям, которые не были бы доступны для компаний, находящихся в аналогичной ситуации. Следуя указаниям Общего суда, мы решили начать отдельные расследования в рамках государственной помощи для оценки вынесенных налоговых решений. Мы также ожидаем от Европейского суда дополнительной ясности в отношении существования механизма оказания помощи".

Углубленное расследование касается отдельных решений Бельгии по налогу на сверхприбыль, вынесенных в период 2005-2014 годов в отношении следующих 39 бельгийских компаний, принадлежащих к международным группам:

  1. Luciad NV
  2. BASF Antwerpen NV
  3. EVAL Europe NV
  4. BP Aromatics Limited NV
  5. The Heating Company BVBA
  6. British American TobaccoCoordination Center VOF
  7. Evonik Oxeno Antwerpen NV and “NewCo”
  8. Nomacorc SA
  9. Delta Light NV
  10. Henkel Electronic Materials (Belgium) NV
  11. Puratos NV
  12. Omega Pharma International NV
  13. LMS International NV
  14. Noble International Europe BVBA
  15. Trane BVBA
  16. VF Europe BVBA
  17. St. Jude Medical Coordination Center BVBA
  18. Soudal NV
  19. Ontex BVBA
  20. Atlas Copco Airpower NV
  21. Belgacom International Carrier Services NV
  22. Dow Corning Europe NV/SA
  23. Capsugel Belgium NV
  24. Kinepolis Group NV
  25. Pfizer Animal Health SA / Zoetis Belgium SA
  26. Anheuser-Busch Inbev NV / Ampar BVBA
  27. Flir Systems Trading Belgium BVBA
  28. Wabco Europe BVBA
  29. Celio International NV/SA
  30. Magnetrol International NV
  31. Ansell Healthcare Europe NV
  32. Esko-Graphics BVBA
  33. Victaulic Europe BVBA
  34. Astra Sweets NV
  35. Mayekawa Europe NV
  36. Tekelec International SPRL
  37. Bridgestone Europe NV
  38. Chep Equipment Pooling NV
  39. Knauf Insulation SPRL 

Бельгийские правила налогообложения компаний требуют, чтобы компании, в качестве отправной точки, облагались налогом на основе прибыли, фактически полученной от деятельности в Бельгии. Однако бельгийское постановление о налоге на сверхприбыль, основанное на бельгийском Налоговом кодексе (статья 185 §2, b 'Code des Impôts sur les Revenus/Wetboek Inkomstenbelastingen'), позволило ТНК в Бельгии снизить свои обязательства по корпоративному налогу путем так называемой "сверхприбыли", которая предположительно является результатом преимущества принадлежности к международной группе. К таким преимуществам относятся, например, синергетический эффект, экономия от масштаба, репутация, сети клиентов и поставщиков или выход на новые рынки. На практике эти решения обычно приводили к освобождению от налогообложения более 50%, а в некоторых случаях и 90% бухгалтерской прибыли этих компаний.

Предварительное мнение Комиссии заключается в том, что, дисконтируя "избыточную прибыль" от налоговой базы бенефициаров, в расследуемых налоговых постановлениях выборочно использовался Бельгийский кодекс о подоходном налоге. В частности, Комиссия обеспокоена тем, что в постановлениях были одобрены односторонние понижающие корректировки налоговой базы бенефициаров, хотя правовые условия не были выполнены. Кроме того, Комиссия обеспокоена тем, что бельгийская практика вынесения решений о сверхприбыли в пользу некоторых компаний может носить дискриминационный характер по отношению к некоторым другим бельгийским компаниям, которые не получили или не могли получить такое решение.

В результате, налоговые решения, возможно, дали выборочное преимущество 39 транснациональным компаниям, позволив им платить значительно меньше налогов. Открытие углубленного расследования дает Бельгии и заинтересованным третьим сторонам возможность представить свои замечания. 

История вопроса 

В январе 2016 года после углубленного расследования Еврокомиссия пришла к выводу, что льготы в отношении "избыточной прибыли", предоставленные Бельгией на основании налоговых решений, представляют собой схему помощи и что такая схема является незаконной в соответствии с правилами государственной помощи ЕС. Исходя из этого, Комиссия предписала Бельгии вернуть помощь, предоставленную компаниям, воспользовавшимся этой системой.

В феврале 2019 года суд общей юрисдикции отменил решение Комиссии. Суд установил, что Комиссия не смогла установить существование системы оказания помощи. Комиссия обжаловала этот вывод в Европейском Суде. В своем решении Генеральный суд не пришел к выводу о том, являются ли налоговые льготы в отношении "сверхприбыли" основанием для незаконной государственной помощи. Суд четко подтвердил, что в компетенцию Комиссии в соответствии с правилами государственной помощи входит рассмотрение вопроса о том, дают ли налоговые меры, направленные на сокращение базы подоходного налога с юридических лиц, избирательное преимущество. Он далее постановил, что налоговые льготы по налогу на сверхприбыль, предоставленные Бельгией, как представляется, не преследуют цели избежания двойного налогообложения.

Справочная информация о проводимых Комиссией расследованиях по вопросу о государственной помощи в налоговых вопросах

Налоговые решения как таковые не являются проблемой согласно правилам государственной помощи ЕС, если они просто подтверждают, что налоговые соглашения между компаниями одной и той же группы соответствуют соответствующему налоговому законодательству. Однако налоговые постановления, предоставляющие избирательное преимущество конкретным компаниям, могут исказить конкуренцию в рамках Единого рынка ЕС в нарушение правил государственной помощи ЕС.

С июня 2013 года Комиссия расследует отдельные налоговые решения или постановления, вынесенные в соответствии с налоговыми схемами государств-членов ЕС в рамках правил государственной помощи. В декабре 2014 года она распространила этот информационный запрос на все государства-члены.

Следующие расследования в отношении налоговых решений уже завершены Комиссией:

  • В октябре 2015 года Комиссия пришла к выводу, что Люксембург и Нидерланды предоставили избирательные налоговые льготы Fiat и Starbucks, соответственно. В результате этих решений Люксембург взыскал 23,1 млн евро с Fiat, а Нидерланды - 25,7 млн евро со Starbucks.
  • В августе 2016 года Комиссия пришла к выводу, что Ирландия предоставила компании Apple необоснованные налоговые льготы, в результате чего Apple вернула компании Ирландии 14,3 млрд. евро.
  • В октябре 2017 года Комиссия пришла к выводу, что Люксембург предоставил необоснованные налоговые льготы Amazon, в результате чего Amazon вернул в бюджет Люксембурга 282,7 млн евро.
  • В июне 2018 года Комиссия пришла к выводу, что Люксембург предоставил чрезмерные налоговые льготы компании Engie, в результате чего Engie вернул в бюджет Люксембурга 123 млн евро.
  • В сентябре 2018 года Комиссия установила, что исключение из-под налогообложения некоторых доходов McDonalds в Люксембурге не привело к незаконной государственной помощи, поскольку это соответствует национальному налоговому законодательству и соглашению об избежании двойного налогообложения между США и Люксембургом.
  • В декабре 2018 года Комиссия пришла к выводу, что Гибралтар предоставил ряду транснациональных компаний неправомерные налоговые льготы в размере около 100 млн. евро в рамках системы освобождения от налогов для корпораций и на основании пяти налоговых постановлений. Процедура возврата средств в бюджет в настоящий момент продолжается.
  • В апреле 2019 года Комиссия пришла к выводу, что Великобритания предоставило неправомерные налоговые льготы ряду многонациональных компаний, разрешив некоторым искусственно перенаправляемым доходам от финансирования групп оставаться вне сферы действия положений Великобритании, запрещающих уклонение от уплаты налогов. Процедура восстановления все еще продолжается.

Еврокомиссия также проводит два углубленных расследования в отношении налоговых решений, вынесенных Нидерландами в пользу компаний Inter IKEA и Nike, и расследование в отношении налоговых решений, вынесенных Люксембургом в пользу компаний  Huhtamäki.

Неконфиденциальные версии каждого решения будут опубликованы под номером дела, указанным в списке ниже в реестре государственной помощи на сайте Комиссии по конкуренции, как только будут решены все вопросы конфиденциальности. Новые публикации решений о государственной помощи в Интернете и в Официальном журнале перечислены в еженедельных электронных новостях о государственной помощи.

Еврокомиссия создала специальный реестр расследований о правомерности предоставления государственной помощи странами-членами ЕС, с которым можно ознакомиться по ссылке на раздел о конкуренции сайта Еврокомиссии