Налоговая реформа в Гонконге: налог на прибыль снижается до 8,25%

29 декабря 2017 года в Гонконге был опубликован Законодательный акт о налоге на прибыль (Inland Revenue (Amendment) (No. 7) Bill 2017), который ввел двухуровневую систему налогообложения.

Основные цели налоговой реформы это поддерживать конкурентоспособную систему налогообложения для повышения экономического развития, а также сохранить низконалоговый режим для организаций. Налоговая реформа 2018 года в Гонконге позволит:

  • снизить общую налоговую нагрузку на малый и средний бизнес;
  • реинвестировать сэкономленные на налогах средства в обновление технического оборудования и программного обеспечения для повышения эффективности работы;
  • получить смягчение налоговой нагрузки на успешные социально-значимые организации;
  • закрепить Гонконг как одну из наиболее популярных юрисдикций для работы международного бизнеса.

 

Двухуровневая система налогообложения

Новая двухуровневая система налогообложения будет применяться к организациям с финансового года, начинающегося с 1 апреля 2018 года, и позволит использовать следующие ставки:

  • 8,25% на доход организаций до 2 млн гонконгских долларов (около 255 тысяч долларов США);
  • 16,5% на доход организаций свыше 2 млн гонконгских долларов.

При этом Служба внутренних доходов Гонконга пояснила, что дробление бизнеса на несколько компаний с доходом до 2 млн HKD с целью мультиплицирования эффекта налоговый выгоды будет отслеживаться и пресекаться. Подобной группе компаний необходимо будет подать уведомление в IRD о назначении главной компании-бенефициара налоговой льготы, которая получит право платить налог по ставке 8,25%, остальные компании по-прежнему должны будут платить 16,5% со всего налогооблагаемого дохода.

 

Ключевые изменения в налоговое законодательство Гонконга

Принципы налогообложения Гонконга представлены в Постановлении о внутренних доходах (Cap.112 Inland Revenue Ordinance). Налоговая реформа вводит следующие изменения в действующее налоговое законодательство:

Изменение

Описание

Параграф 14 (изменен)

Взимание подоходного налога будет изменено для каждого финансового года, начинающегося с 1 апреля 2018 г.


Подоходный налог будет взиматься в соответствии с новыми Схемами 8A или 8B (см.ниже).

Параграф 14AA, 14AAB и 14AAC (новый)

Параграф 14AA будет включать в себя определение организации (entity) и индивидуального предприятия (sole proprietorship business).


Параграф 14AAB определяет организацию как взаимосвязанное лицо (connected entity) по отношению к другой организации, если:

  • одна из организаций осуществляет контроль над другой;
  • обе организации находятся под контролем одной и той же организации;
  • в случае если под первой организацией понимается физическое лицо, осуществляющее одну деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, а другая организация - это то же самое лицо, но осуществляющая уже другую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Параграф 14AAC устанавливает: что если две или более организаций являются взаимосвязанными, то двухуровневые ставки подоходного налога могут быть применены только к одной из них. В частности:

  • для организации ОПФ отличной от корпорации налог взимается с оцениваемого дохода лица по стандартной ставке, а именно 15% для незарегистрированного бизнеса;
  • для корпорации и корпорации, являющейся партнером в партнерстве подоходный налог взимается в соответствии со Схемой 8B (см.ниже).

Схема 8A и 8B (новая)

Схемы 8A и 8B будут добавлены для уточнения процедуры взимания подоходного налога при двухуровневой системе налогообложения для корпораций и незарегистрированного бизнеса. Этот режим будет применяться с 1 апреля 2018 г.


Параграф 1 Схемы 8A применяется к взиманию подоходного налога с лиц, отличных от корпораций, а именно с незарегистрированного бизнеса:

  • по ставке 7,5% с оцениваемого дохода от торговли и профессиональной деятельности в размере до 2 млн гонконгских долларов, и
  • по ставке 15% на любую часть дохода от торговли и профессиональной деятельности в размере свыше 2 млн гонконгских долларов.

Параграф 2 Схемы 8B применяется к взиманию налогов с корпораций, включая партнеров в партнерствах:

для корпораций:

  • по ставке 8,25% с оцениваемого дохода от торговли и профессиональной деятельности в размере до 2 млн гонконгских долларов;
  • по ставке 16,5% на любую часть дохода от торговли и профессиональной деятельности в размере свыше 2 млн гонконгских долларов.

для корпораций, являющихся партнером в партнерстве:

  • по ставке 8,25% от чистой доли связанных оцениваемых доходов в пределах установленного лимита. Лимит для корпораций, являющихся партером в партнерствах, рассчитывается как 2 млн гонконгских долларов, умноженных на долю организации в прибылях и убытках партнерства в текущем году оценки;
  • по ставке 16,5% от чистой доли связанных оцениваемых доходов свыше установленного лимита.

Схема 43 (новая)

Схема 43 устанавливает процедуру переходного периода по взиманию подоходного налога в течение финансового года, начинающегося с 1 апреля 2018 года.


В частности заявление на удержание переплаты предварительного налога на прибыль по дополнительным основаниям может быть подано, если:

  • лицо, ответственное за уплату предварительного налога на прибыль в отношении финансового года 2018/19, может обратиться к уполномоченному лицу в письменном виде с заявлением о полном или частичном удержании предварительного налога до момента, когда налогоплательщик будет обязан оплачивать финальный налог;
  • заявление может быть подано для 2018/19 финансового года, если лицо, скорее всего, будет облагаться налогом на прибыль в соответствии с Параграфом 1 Схемы 8A или Параграфом 2 Схемы 8B по Параграфу 14.
  • Настоящая статья не влияет на оказывает влияния на применение Параграфа 63J (удержание платежа по предварительному налогу на прибыль).

Заявление в письменном виде должно быть подано не позднее 28 дней до дня, когда должен быть оплачен предварительный налог на прибыль или в течение 14 дней после даты уведомления об уплате предварительного налога на прибыль.

 

Налоговая реформа Гонконга в срезе международного налогового планирования

Общемировая тенденция на снижение ставок налога на прибыль организаций нашла свое отражение и в Гонконге, которому пришлось пойти на снижение базовой налоговой ставки, чтобы сохранить свою инвестиционную привлекательность для международного капитала. Налоговая реформа явно направлена на малый и средний бизнес, борьбу за который Гонконг ведет с Сингапуром, давно использующем градацию налоговой ставки для малого и среднего бизнеса даже на двух, а на трехуровневой основе.

При этом налоговое законодательство Гонконга сохраняет действующий принцип территориального налогообложения, которым часто пользуются предприниматели из других стран, зарегистрировав компанию в Гонконге.