Взгляд ОЭСР на схемы получения резидентства и гражданства за инвестиции

Использование второго паспорта или ВНЖ/второго резидентства при наличии тесных связей с другой страной постоянного проживания теперь несет некоторые риски при использовании банками и другими финансовыми учреждениями данных физического лица для автоматического обмена информацией в рамках CRS.

Паспорт или ВНЖ по инвестиционной программе — новые риски.

Схемы получения права на проживание и гражданства посредством инвестиций CBI и RBI позволяют физическим лицам получать гражданство или право на проживание через инвестиции или за фиксированную плату по совершенно законным основаниям. Также ими можно потенциально злоупотреблять, чтобы скрыть свои активы, избегая отчетности в рамках CRS.

В частности, удостоверения личности, полученные по схемам CBI и RBI, фактически могут являться искажением фактического статуса налогового резидентства физического лица и вводить в заблуждение надлежащее исполнение процедур due diligence в рамках CRS.

Потенциально высокорисковые схемы CBI и RBI — это те, которые дают доступ к низкой ставке подоходного налога на оффшорные финансовые активы физического лица и не требуют постоянного пребывания в стране, предлагающей эту схему.

Финансовые организации обязаны учитывать результаты анализа ОЭСР схем CBI и RBI с высоким уровнем риска при выполнении своих обязательств в рамках due diligence CRS.

ОЭСР проанализировала более 100 схем CBI и RBI, предлагаемых юрисдикциями, подписавшими CRS, и определила схемы, которые потенциально являются высокорискованными.

Niemands Legal обеспечит поддержку в:

  • Анализе популярных программ получения гражданства и видов на жительство за инвестиции.
  • Юридическом сопровождении получения сертификата налогового резидентства.
  • Консультировании по минимизации рисков от дополнительных проверок со стороны финансовых учреждений.

Что такое схемы CBI и RBI?

Схемы «Гражданство за инвестиции» — CBI и «Резидентство за инвестиции» — RBI предлагаются значительным количеством стран и позволяют иностранцам получать гражданство или ВНЖ и ПМЖ на основании инвестиций в местную экономику или покупку / аренду жилого имущества.

Интерес к этим схемам может быть вызван рядом законных причин, включая желание начать новый бизнес в юрисдикции, обретение большей мобильности благодаря безвизовым режимам, улучшению образования и дальнейшего трудоустройства детей или желание жить в политически стабильной стране. В то же время информация, полученная и проанализированная через механизмы CRS, подчеркивает злоупотребление схемами CBI и RBI для обхода требований отчетности в рамках CRS.

Как можно использовать схемы CBI и RBI для обхода отчетности CRS?

Схемы CBI и RBI могут использоваться заведомо неправильно для обхода требований due diligence CRS. Это может привести к неточной или неполной отчетности в рамках CRS, в частности, когда фактическая юрисдикция налогового резидентства не раскрывается, например, в банке.

Такой сценарий может возникнуть, когда физическое лицо фактически не находится в стране CBI и RBI, но при этом заявляет, что оно является резидентом для целей налогообложения только в этой стране, и предоставляет финансовому учреждению подтверждающую документацию, выпущенную по схеме CBI и RBI, например, свидетельство о месте жительства, удостоверение личности или паспорт.

Какие схемы CBI и RBI являются потенциально рискованными?

Не все схемы RBI и CBI являются высокорискованными с точки зрения CRS. Схемы, потенциально высоко рискованные для этих целей — это те, которые дают налогоплательщику доступ к низкой ставке подоходного налога менее 10% на оффшорные активы и не требуют физического присутствия более 90 дней в стране. Вывод основан на том, что большинство людей, стремящихся обойти CRS через схемы CBI и RBI, хотят избежать подоходного налога на свои активы в странах CBI и RBI но при этом не собираются кардинально менять свой образ жизни, переехав в страну CBI и RBI.

Что должны предпринимать финансовые учреждения?

Согласно Разделу VII CRS, финансовое учреждение не может полагаться только на самосертификацию физического лица и предоставленные документы, если оно знает или имеет основания полагать, что информация, содержащаяся в них может являться неверной или ненадежной. То же самое относится к уже существующим клиентам, по которым финансовое учреждение знает, что самосертификация или документы не могут быть в полной мере заслуживающими доверия.

При принятии решения о том, что самосертификация или документы неверны или ненадежны, финансовое учреждение должно учитывать всю имеющуюся информацию, включая результаты анализа рисков ОЭСР по CBI и RBI. В результате, принимая во внимание всю имеющуюся информацию, факты и обстоятельства будут приводить к тому, что финансовое учреждение будет иметь сомнения в отношении налогового резидентства владельца счета или контролирующего лица. Оно должно принять соответствующие меры для установления налогового резидентства таких лиц.

Если сомнение связано с фактом, что владелец счета или контролирующее лицо указывает местом жительства страну, предлагающую потенциально высокорисковую схему CBI и RBI, могут быть рассмотрены дополнительные вопросы:

  • Получали ли вы право на проживание по схеме CBI или RBI?
  • Имеете ли вы право на проживание в любой другой стране?
  • Проводили ли вы более 90 дней в любой другой стране (-ах) в течение предыдущего года?
  • В какой стране вы подавали декларацию о доходах физического лица за предыдущий год?

Ответы на вышеуказанные вопросы должны помогать финансовым учреждениям в выяснении того, являются ли предоставленные самосертификация или документы неправильными или ненадежными.