Реформа европейского законодательства об НДС

В октябре 2017 года Еврокомиссия опубликовала планы и детали самой масштабной реформы в отношении европейского НДС. В настоящей статье мы подробно остановимся на практических аспектах планируемых изменений.

 

Разрыв по НДС (VAT Gap)

За несколько дней до публикации планов о реформе НДС Еврокомиссия выпустила подробное исследование со сводной статистикой по разрывам по НДС в странах-членах ЕС. Под разрывом по НДС (VAT Gap) в данном случае понимается разница между планируемым объемом полученных платежей по НДС и фактически собранным НДС в странах-членах. Общая разница по всем странам ЕС в 2015 году составила 152 млрд EUR.

Если смотреть статистику в разрезе по странам-членам, то самые высокие относительные разрывы наблюдались в Румынии (37,2%), Словакии (29,4%) и Греции (28,3%). Наименьшие разрывы замечены в Испании (3,5%) и Хорватии (3,9%). В абсолютном же выражении наибольший разрыв отмечается в Италии - 35 млрд EUR. Разрыв по НДС сокращается в большинстве странах ЕС с наилучшим прогрессом в Мальте, Румынии и Испании. В ряде стран показатели улучшились незначительно: в Бельгии, Дании, Ирландии, Греции, Люксембурге, Финляндии и Великобритании.

Абсолютный разрыв по собираемости НДС по всем странах снизился с 160 млрд EUR в 2014 году до 152 млрд EUR. Еврокомиссия объясняет эту ситуацию нововведениями, сделанными 1 января 2015 года, когда в ЕС были введены новые правила налогообложения услуг связи, предоставления онлайн-услуг в секторе B2C, обязывающие взимать НДС по месту нахождения потребителя услуг.

Однако, сам факт наличия такого разрыва вынудил Еврокомиссию пойти на серьезные изменения законодательства об НДС в целом для более предсказуемого сбора доходов в бюджет каждой страны ЕС.

 

На пути к налоговой реформе

В рамках так называемой переходной системы НДС (“transitional VAT system”) товары, продаваемые между юридическими лицами (B2B), учрежденными в разных странах ЕС, освобождаются от НДС в стране отправки товара (exempt intra-EU supply), а покупатель товара должен самостоятельно оценить и уплатить НДС в стране назначения товара (intra-EU acquisition).

Такая система ведет к сложным и в то же время фрагментированным правилам в начислении НДС, что в результате увеличивает расходы бизнеса на оценку соответствия своей деятельности правилам налогообложения по НДС и увеличивает административную нагрузку на сами компании и на налоговые службы европейских стран. Также повышается риск мошенничества при трансграничной торговле товарами и затрудняет функционирование Единого Европейского Рынка.

Поэтому, начиная еще с 2016 года, Еврокомиссия работала над разработкой “Окончельной системы НДС для сектора B2B по транзакциям внутри ЕС” (“Definitive VAT system for Business to Business (B2B) intra-EU transactions on goods”). По мнению законодателя новая система НДС станет более прозрачной и защищенной от мошеннических схем.

 

План реформирования системы НДС в ЕС

По итогам своей работы Европейская комиссия выпустила дорожную карту по внедрению реформы по НДС, назвав ее “VAT Action Plan”. Цели дорожной карты не отличались от заявленных ранее: снизить риск мошенничества в сделках с НДС, снизить административные издержки компаний и т.д. В Еврокомиссии посчитали, что компании, занимающиеся трансграничной торговлей, тратят на 11% больше на compliance-процедуры, чем компании, работающие только на рынке своей страны. Новый план оценивает экономию организаций на административные формальности при трансграничной торговле в размере около 1 млрд EUR.

Европейская комиссия предлагает фундаментально изменить систему функционирования НДС в ЕС и изменить систему налогообложения товаров при их продаже из одной страны ЕС в другую, как если бы товары продавались в рамках одной страны. Система будет построена на следующих 4 фундаментальных принципах:

  • Чтобы избежать мошенничества, НДС будет взиматься при трансграничной торговле между организациями. В настоящее время трансграничная торговля товарами освобождена от НДС, что позволяет недобросовестным компаниям покупать товар из другой страны без НДС и получать оплату от своего покупателя с НДС без перечисления НДС в бюджет своей страны, что и является типичной схемой уклонения от НДС в Европе.
  • Расширение функционала “Службы одного окна” (“One Stop Shop”). Данная служба направлена для тех организаций, которые осуществляют деятельность в сфере телекоммуникаций, телерадиовещания и предоставления электронных услуг. В рамках реформы трейдеры смогут самостоятельно регистрироваться в службе для подачи налоговых деклараций, осуществления платежей, причем на языке и по правилам своей страны. Страны-члены смогут платить НДС напрямую друг другу, что в настоящее время является объективной трудностью при предоставлении электронных услуг.
  • Законодательство ЕС по НДС будет придерживаться принципа взимания налога по месту назначения товара, по которому финальная сумма НДС будет рассчитываться и выплачиваться по месту нахождения конечного потребителя и будет применяться ставка НДС, установленная в этой стране потребления.
  • Правила выставления инвойсов должны быть упрощены, чтобы позволить трейдерам выставлять инвойсы при трансграничной торговле как если бы это была торговля внутри своей страны. Организации не должны будут больше составлять реестр трансграничных сделок для налоговых служб своей страны (“Recapitulative Statement”).

Планируемая реформа вводит новое определение - определение “Проверенного налогоплательщика” (“Certified Taxable Person”) - специальная категория надежных организаций, которые получат доступ к более простому и быстрому регулированию налогооблагаемых сделок. Попасть в эту категорию смогут европейские организации любого размера, а пользоваться привилегиями они смогут на территории всех стран ЕС. Чтобы получить статус Проверенного налогоплательщика, организация должна обратиться в налоговые органы своей страны и доказать, что организация полностью выполняет все требования гармонизированного европейского законодательства об НДС, а также показать внутренние системы контроля проверки правильности и своевременного начисления налогов, график уплаченных налогов за последний год и доказать, что компании не грозит ухудшение финансового состояния или банкротство.

Помимо масштабных изменений в законодательство об НДС Еврокомиссия запланировала 4 небольшие поправки (“quick fixes”), которые должны вступить в силу к 2019 году и должны улучшить некоторые особенности операционной деятельности компаний-плательщиков НДС в Европе:

  • Упрощение правил НДС для компаний, находящихся в одной стране ЕС и хранящих свои товары в другой стране ЕС, в которой они будут проданы конечным потребителям;
  • Упрощение налоговых процедур для торговых посредников, которые продают покупают и продают товар без физического перемещения самого товара, например, для трейдеров на бирже;
  • Введение новых гармонизированных правил для Проверенных налогоплательщиков при предъявлении доказательств о фактическом перемещении товаров при трансграничной торговле внутри ЕС;
  • Разъяснение, что в дополнение к предъявлению доказательств о транспортировке товаров, необходимо будет предъявлять номер плательщика НДС в Европейском Союзе при трансграничной торговле для получения освобождения от НДС при определенных обстоятельствах.

Наряду с этими поправками дорожная карта реформирования законодательства об НДС предусматривала введение новых правил установки ставок НДС в странах ЕС, упрощение административной нагрузки на малые и средние организации и улучшения координирования работы налоговых органов разных стран-членов. В настоящее время предполагается, что реформа вступит в силу в 2022 году.

 

Будущее реформы

Европейский комиссар по экономике и финансовым делам Пьер Московиси утверждает, что старый режим функционирования НДС не отвечает современным требованиям эпохи Единого рынка, а также поощряет мошеннические схемы ухода от НДС. “Спустя 25 лет с момента создания Единого рынка продавцы и потребители до сих пор сталкиваются не с одним общим, а с 28 разными системами НДС при трансграничной торговле. Мошенники и, возможно, террористы пользуются дырами в законодательстве. Пора уйти от анахроничной системы НДС, основанной на национальных границах”, заявил Пьер Московиси.

“Страны ЕС должны начать принимать трансграничные сделки как внутренние не позднее чем в 2022 году. Новая реформа позволит снизить налоговые преступления на 80%. В то же время мы сможем сделать работу европейских трейдеров при трансграничной продаже товаров проще”, добавил он.

Однако, несмотря на все оптимистичные планы Еврокомиссии не стоит забывать о том, что потребуются долгие дебаты со всеми странами ЕС. Одного согласия об изменениях будет недостаточно, потребуется отслеживать, как каждая страна имплементирует нововведения в свое законодательство и как на практике будут применяться изменения.

Также уже сейчас есть опасения, что предлагаемый режим работы в статусе Проверенного налогоплательщика не только не упростит, но и усложнит реальную административную нагрузку на европейские организации.

Но тем не менее очевидно, что в ближайшие годы в ЕС все-таки будет реализована реформа НДС, и налогоплательщики должны быть готовы адаптироваться к новым условиям работы.