Введение
Начиная с 2014 года валютное законодательство Российской Федерации претерпевает значительные изменения. Внесенные в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее – Закон о валютном регулировании) поправки, как упростили так и усложнили процедуру выполнения валютных операций.
К позитивным моментам реформы относится увеличение числа операций, для которых можно использовать зарубежные счета, однако в большей степени это изменение коснулось физических лиц, нежели юридических. Негативным аспектом, в свою очередь, является введение новой обязанности отчитываться по счетам в иностранных банках.
Более подробно нововведения, коснувшиеся валютного законодательства, будут рассмотрены ниже.
Физические лица – валютные резиденты РФ
В соответствии с действующим законодательством, валютными резидентами Российской Федерации признаются иностранные граждане, постоянно проживающие в России на основании вида на жительство, а также все граждане Российской Федерации, *за исключением:
Постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года. Обычно это подтверждается видом на жительство.
Временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года (или в совокупности виз с таким общим сроком)
На практике данный пункт трактуется неоднозначно, так как по мнению государственных органов, годичный срок пребывания в иностранном государстве прерывается даже в том случае, когда российский гражданин возвращается в страну всего на 1 день, что означает, что после этого срок в один год начинает течь заново. По этой причине Министерством Финансов предлагалось указать, что резидентами не являются те граждане, которые признаются постоянно проживающими в иностранном государстве по законодательству этого государства, как это было в предыдущей редакции, но по состоянию на 2017 год, данное положение осталось прежним.
Обязанности физических лиц – резидентов РФ
Одним из важнейших нововведений стало законодательное закрепление обязанности российских валютных резидентов предоставлять в налоговый орган по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ.
Не стоит однако забывать и о первоначальной обязанности уведомлять налоговые органы об открытии и/или закрытии зарубежных счетов (вкладов), а также об изменении реквизитов таких счетов, указанной в предыдущих редакциях Закона о валютном регулировании. Последствия неисполнения – отказ банка в проведении операции и административный штраф, размер которого варьируется в зависимости от вида правонарушения.
Представление отчетов: порядок и сроки
Порядок и сроки предоставления отчетов утверждены Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2015 №1365 «О порядке представления физическими лицами-резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации».
Валютный резидент Российской Федерации обязан ежегодно до 1 июня подавать в налоговый орган отчет за период с 1 января по 31 декабря отчетного года включительно.
Отчет должен быть составлен строго в соответствии с установленной Правительством формой. Отчет может подаваться тремя способами:
- В электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, который размещен на официальном сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru) - в одном экземпляре;
- На бумажном носителе непосредственно физическим лицом - резидентом либо представителем физического лица - резидента, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации – в двух экземплярах;
- Заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении - в двух экземплярах.
В случае если открыт совместный счет, то отчет представляется каждым физическим лицом-резидентом, когда же счет открыт совместно с иностранным гражданином, обязанность подавать отчет лежит только на гражданине РФ.
По желанию, одновременно с отчетом, можно представить и документы, подтверждающие информацию, содержащуюся в нем или же они могут быть позднее запрошены налоговой инспекцией.
При выявлении налоговым органом неполных или неправильных сведений (ошибок, неточностей) он уведомит об этом с предложением представить исправленный отчет. Такой отчет должен быть представлен в течение установленного в уведомлении срока, который должен быть не менее 7 рабочих дней со дня получения.
Подавать отчеты о движении средств по индивидуальным инвестиционным счетам не нужно, так как они являются счетами внутреннего учета брокеров или управляющих, а Закон о валютном регулировании требует уведомлять о движении средств только по счетам, открытым в банках.
Что касается отчетов о движении средств по торговым счетам, их подавать необходимо, только в случае, если они являются банковскими счетами. Если они являются счетами депо или товарными счетами, уведомлять о них налоговую нет необходимости. Однако в данному случае желательно уточнить в клиринговой организации, обслуживающей торговый счет, является ли он банковским.
Новые возможности обладателей валютных счетов
Валютные операции, которые разрешены и физическим, и юридическим лицам:
- Зачисление процентов, начисленных на остаток на счетах (во вкладах).
- Внесение наличных денежных средств для пополнения счета (вклада).
- Внесение на счет минимального взноса, требуемого для открытия счета по правилам банка.
- Внесение наличных денежных средств для пополнения счета (вклада).
- Зачисление средств от конверсионных операций с валютой, имевшейся на счете (во вкладе).
- Проведение расчетов в валюте по договорам факторинга, по которым один резидент (кредитор) уступил другому резиденту (финансовому агенту) денежные требования (как в рублях, так и в валюте) по внешнеторговому договору, по которому кредитор поставлял товары, оказывал услуги и т. п. При этом кредитор считается исполнившим обязанность по получению денег по внешнеторговым контрактам, если именно он обеспечил получение денег финансовым агентом в сроки, установленные внешнеторговыми контрактами. Финансовый агент обязан уведомить кредитора о поступлении или непоступлении денег, а также о последующей уступке требования в течение 5 рабочих дней с даты получения денег или последующей уступки требования, но в любом случае не позднее даты оплаты по внешнеторговому контракту.
- Если зарубежный счет открыт в стране — участнице ОЭСР или ФАТФ, то на этот счет могут быть зачислены суммы кредитов и займов в иностранной валюте, полученные по договорам с резидентами стран ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет, и аналогичным договорам с нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств.
Валютные операции, которые разрешены физическим лицам и запрещены юридическим лицам:
- Получать заработную плату от работодателей-нерезидентов, а также возмещение понесенных в связи с командировкой расходов (Важно, чтобы такое физическое лицо получало выплаты именно по трудовому договору. Использование резидентом РФ зарубежного счета для расчетов по гражданско-правовым и другим договорам (например, возмездного оказания услуг) пока запрещено).
- Получать социальные выплаты (пенсии, стипендии, алименты и иные выплаты социального характера).
- Получать выплаты по решениям иностранных судов, за исключением международных коммерческих арбитражей.
- Получать страховые выплаты от страховщиков-нерезидентов.
- Возвращать ошибочно перечисленные денежные средства, деньги за возвращаемый товар, ранее купленный у нерезидента, за оплаченную такому нерезиденту услугу.
- Если зарубежный счет открыт в стране — участнице ОЭСР или ФАТФ, на свой зарубежный счет можно также получать от нерезидентов:
- арендные платежи по своему заграничному имуществу;
- накопленный процентный (купонный) доход от внешних ценных бумаг;
- иные доходы по внешним ценным бумагам (например, дивиденды, выплаты по облигациям, векселям, выплаты при уменьшении уставного капитала);
- доход, полученный от передачи в доверительное управление денежных средств и (или) ценных бумаг доверительному управляющему –нерезиденту
Если ваш счет открыт в стране, которая не является участником ОЭСР или ФАТФ, такие доходы нужно сначала попросить перечислить на счет в РФ, а уже затем перебросить эту сумму на свой счет в иностранной юрисдикции. При этом важно, чтобы счет был задекларирован (по старым правилам, тут изменений нет), иначе российский банк откажется перечислять на него средства. Зачастую это можно сделать в течение 1 дня.
Что по-прежнему запрещено зачислять на зарубежные счета?
Валютное законодательство Российской Федерации запрещает все операции, кроме прямо разрешенных. Например, нельзя зачислять на иностранные счета:
- доходы от продажи акций и облигаций иностранных эмитентов;
- доходы от внешнеторговой деятельности;
- доходы от операций между резидентами.
Важно понимать, что из-за обязанности по раскрытию, налоговому органу теперь проще будет обнаружить запрещенную операцию.
Ответственность за нарушение серьезная — от 75% до 100% от суммы операции, в том числе по дальнейшим операциям со средствами, зачисленными на зарубежные счета в нарушение требований валютного законодательства.
Ответственность
За несоблюдение нововведенной обязанности
Штраф за нарушение срока предоставления отчетов о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ для физических лиц варьируется в зависимости от просрочки — от 300 рублей (менее 10 дней) до 3 000 рублей (более 30 дней).
За несоблюдение старых обязанностей
За совершение операций, запрещенных валютным законодательством, по- прежнему, предусмотрен штраф в размере от 75% до 100% от суммы операции.
За нарушение порядка уведомления об открытии или закрытии счета в банке, открытом за пределами РФ (сроков, формы такого уведомления), предусмотрен штраф, но для физических лиц он составляет 1 000–1 500 рублей, за непредставление — до 5 000 рублей.
Помимо этого, с 16 апреля 2016 срок привлечения к административной ответственности за нарушения валютного законодательства увеличивается с 1 года до 2 лет
Как новое регулирование скажется на налогообложении?
Глобально ничего не изменится, но напомним о некоторых нормах Налогового кодекса, актуальность которых возрастает в связи с новыми нормами.
Если вы — налоговый резидент РФ, вы обязаны ежегодно подавать налоговую декларацию и уплачивать 13% НДФЛ со всех доходов, полученных, в том числе, на зарубежные счета. Таким образом, если, являясь налоговым и валютным резидентом РФ, вы имеете счет в иностранной юрисдикции, с 1 января вы обязаны ежегодно отчитываться дважды.
Необходимо отметить, что в отличие от российских депозитов, по которым установлен «безналоговый порог» доходности, даже небольшие проценты по вкладам в зарубежных банках облагаются НДФЛ в полном объеме
Кроме того, недекларирование доходов по зарубежным счетам в случае сокрытия крупных сумм может быть расценено не только как валютное нарушение, но и как уклонение от уплаты налогов, за что предусмотрена уголовная ответственность.
Также популярна практика открытия счетов на юридические лица (персональные холдинговые и другие компании). В большинстве случаев она полностью легитимна и зачастую позволяет снизить риски нарушения валютного законодательства путем совершения операций через компанию-нерезидента.
Однако в связи с изменениями, направленными на деофшоризацию, использование структур как держателей счетов теперь не освобождает их от обязанности уведомлять российские налоговые органы. Более того, использование таких нераскрытых структур с управлением из России может повлечь за собой налоговые и уголовно-правовые риски.
Если же человек переехал за рубеж и стал налоговым нерезидентом, он обязан уплачивать НДФЛ по ставке 30% (или 15% для дивидендов), если продолжает получать доходы напрямую из России (например, в качестве заработной платы, вознаграждения члена совета директоров или дивидендов от российских юридических лиц). А на зарубежные доходы (например, доходы от инвестирования средств в иностранные финансовые инструменты через зарубежные банки и управляющие компании) он уплачивать российский НДФЛ не обязан.
При этом важно заранее планировать свой налоговый статус за рубежом, чтобы стать налоговым резидентом в благоприятной для физических лиц юрисдикции (например, в Великобритании или Швейцарии, где существуют специальные режимы налогообложения только в отношении средств, переведенных в страну, и режимы, где применяются фиксированные суммы налога).