Влияние коронавируса на международное налогообложение

Меры по ограничению COVID-19 могут привести к негативным последствиям для права на налогообложение в отношениях между странами, которое в настоящее время предусмотрено в международных налоговых соглашениях.

3 апреля 2020 года ОЭСР издала руководство по предотвращению таких последствий для (1) постоянного представительства, (2) налогового резидентства и (3) трансграничного налогообложения наемных работников.

1. Постоянное представительство

Если работник работает удаленно из страны, не являющейся страной резиденции компании, в которой он работает, существует риск того, что налоговые органы страны местонахождения работника признают возникновение постоянного представительства компании и, следовательно, смогут облагать налогом часть прибыли компании.

Следует отметить, что постоянное представительство определяется в международных налоговых договорах как i) постоянное место осуществления предпринимательской деятельности, имеющее определенную степень постоянства и доступное для предприятия, или ii) находящееся на иждивении лицо, действующее от имени компании и имеющее право в стране своего постоянного проживания обычно заключать договоры от имени компании.

ОЭСР пояснил, что "исключительное и временное изменение места работы работников в связи с кризисом COVID-19, например, работа на дому, не должно создавать новых постоянных представительств для работодателя". Кроме того, "деятельность работника или агента в государстве вряд ли будет считаться обычной, если он или она работают на дому в этом государстве только в течение короткого периода времени в силу форс-мажорных обстоятельств и/или правительственных директив, чрезвычайно сильно влияющих на его или ее обычный режим работы".

Следовательно, в этом случае постоянное представительство не возникает из-за (i) отсутствия права у компании свободно распоряжаться местом, откуда ведет деятельность сотрудник и (ii) отсутствия достаточной степени постоянства.

Что касается строительных объектов и площадок, то, как правило, они будут представлять собой постоянное представительство, если их продолжительность превышает 12 месяцев. ОЭСР уточнила, что временный перерыв, вызванный COVID-19, должен быть включен в определение продолжительности функционирования строительных площадок.

2. Налоговое резидентство

Ограничительные меры, принимаемые правительствами, также могут привести к:

(i) изменению места эффективного управления компанией директорами и, как следствие, изменение места налогового резидентства компании; и

(ii) изменение места жительства директора, что также может повлечь место налогового резидентства компании.

ОЭСР отметила, что временное изменение местонахождения директоров компании и резидентного статуса самой компании не должны иметь последствий для налогового резидентства компании.

Что касается налогового резидентства физических лиц, то в одной из недавних публикаций французские налоговые органы заявили, что временное пребывание во Франции в результате пребывания во Франции или ограничений на передвижение, установленных страной проживания, не повлияет на налоговое резидентство физического лица.

3. Трансграничное налогообложение наемных работников

Когда государство субсидирует компании для поддержания заработной платы работников во время карантина, заработная плата, получаемая работниками, будет облагаться налогом в том государстве, где они раньше работали или работали.

Аналогичным образом, французские налоговые органы в пресс-релизе от 19 марта 2020 года заявили, что по соглашению с Германией, Швейцарией, Бельгией и Люксембургом удаленная работа не повлияет на налоговый режим, применяемый к трансграничным работникам.

Однако, в отличие от других стран (например, Великобритании или Австралии), французские налоговые органы не опубликовали другого заявления. Таким образом, более широкие руководящие принципы были бы полезны, особенно в тех случаях, когда налоговое соглашение, заключенное с другой страной, не соответствует модели ОЭСР.