6 минусов самостоятельной регистрации иностранной фирмы

Открытие компании за рубежом своими силами традиционно является уделом микробизнеса и индивидуальных предпринимателей, особенно в сфере IT. Уже на уровне малого бизнеса этот процесс становится выгоднее и надежнее делегировать экспертам в этой области.

По нашему внутреннему опросу среди тех клиентов, кто обращается к нам с какой-либо проблемой с действующей иностранной компанией, 82% клиентов регистрировали компанию сами в целях экономии. А в денежном выражении объем штрафов, выплаченных клиентами, которые не подали вовремя уведомления о КИК, составил более 48 миллионов рублей за 2019-2021 гг.

Сегодня даже бизнес с годовой выручкой от 50 млн рублей в год отдает предпочтение регистрации зарубежных фирм с помощью экспертных организаций. В этой статье мы рассмотрим, какие риски и подводные камни влечет за собой самостоятельной открытие иностранного бизнеса.

  • Минус №1. Бизнес выбирает неправильную юрисдикцию
  • Минус №2. Компания назначает нерелевантных специалистов для проекта по открытию фирмы за рубежом
  • Минус №3. Сложность выбора подрядчиков за рубежом
  • Минус №4. Невозможно спрогнозировать расходы
  • Минус №5. Сложный и непредсказуемый документооборот
  • Минус №6. Никто не подстрахует «в пути»

Unmanaged incorporations (англ. нерегулируемые учреждения компании) – отсутствие у компании единой программы или механизма учреждения дочерний обществ или представительств за рубежом. Бенефициары бизнеса самостоятельно или через доверенных лиц занимаются процессами инкорпорации и не прибегая к услугам специалистов.

Минус №1. Бизнес выбирает неправильную юрисдикцию

Unmanaged incorporations предполагает, что бенефициары или высшие исполнительные органы организации принимают решение о стране, где открыть иностранную компанию, исходя из личных предпочтений или от слухов и советов знакомых. Как правило, в этом случае бенефициары не опираются на частное заключение специалистов по плюсам и минусам рассматриваемых стран и часто принимают эмоциональное решение.

Подобная неразборчивость приводит к занижению предполагаемых рисков и расходов от ведения бизнеса в определенной среде, не дает полного понимания о величине и регулярности уплаты налогов, и не дает полного представления о способах закрытия компании в будущем.

Решение: выбрать независимую подрядную организацию, у которой не будет предубеждений в пользу определенной страны, и которая сможет дать юридическое заключение на основе своего опыта. Средняя стоимость такого заключения в Москве - 300-500 тысяч рублей.

ВАЖНО: Исходя из нашего опыта экономия средств на предварительный правовой анализ проекта в 75% случаев приводит к увеличению будущих расходов за счет перерегистрации, переоформления документов, смены адреса и пр. моменты, которые можно было предусмотреть заранее.

Минус №2. Компания назначает нерелевантных специалистов для проекта по открытию фирмы за рубежом

Отсутствие программы managed incorporations обычно приводит к назначению тех специалистов, которые не имеют релевантных знаний. В российских реалиях это означает, что учреждение иностранного филиала поручается юристу-инхаусу, специализирующемуся на российской практике, финансовому директору или главному бухгалтеру, которые делают больший акцент на расчете себестоимости и налоговой эффективности или на проектных менеджеров, не имеющих специализированных юридических навыков. Большим недостатком такого способа организации дел является отвлечение нужных специалистов в организации от их основной работы и потеря времени.

Решение: собрать команду для открытия иностранной части бизнеса из внутреннего специалиста, хорошо знакомого с особенностями бизнеса организации и специалиста юридической компании-эксперта в области международного налогового планирования. Средняя стоимость участия международного юриста-сотрудника экспертной организации составит от 3 до 5 тысяч долларов США.

Минус №3. Сложность выбора подрядчиков за рубежом

Направление по зарубежной регистрации фирм постоянно развивается, появляются новые решения. Но до компаний, которые не занимаются управлением дочерних организаций за рубежом на повседневной основе, новшества доходят не сразу. При поступлении задачи открыть фирму в "стране Х", начинают искать подрядную организацию по первым строкам в поисковиках и часто выбирают первый попавшийся вариант, который редко бывает верным.

Основная проблема при самостоятельном выборе иностранных подрядчиков – это невозможность лично познакомиться с исполнителями в условиях ограниченности путешествий, и невозможность быстро выбрать проверенного и надежного подрядчика (адвоката, нотариуса, бухгалтера и т.д.). Компании, не обладающие экспертизой в сфере иностранных юрисдикций, рискуют столкнуться с недобросовестными поставщиками услуг и, соответственно, с серьезными убытками.

Решение №3. Не искать через интернет-поиск подрядную организацию за рубежом, выбирать для помощи экспертную организацию, которая уже знакома с надежными подрядчиками в разных странах и может гарантировать результат. Средняя стоимость консультаций юридической компании, специализирующейся на зарубежном праве, составляет 20-30 тысяч рублей в час.

ВАЖНО! Стоит помнить, что бесплатные консультации в этой области несут риски "навязывания" определенной юрисдикции (особенно, Кипр, Гонконг и ОАЭ), выгодной в текущий момент для компании, привлеченной в качестве регистратора. 

Минус №4. Невозможно спрогнозировать расходы

Unmanaged incorporations не предусматривает ведение четкого бюджета при регистрации и дальнейшем обслуживании иностранной компании. Как правило, в таких случаях весь бюджет контролируется проектной командой или находится исключительно в одних руках, что может привести к рискам завышения расходной базы внутри организации в недобросовестных целях.

Затрудняет работу и необходимость поддерживать коммуникации с разными специалистами за рубежом, на разных языках и с необходимостью подстраиваться под график и рабочее время каждого специалиста. К тому же зарубежные специалисты традиционно работают по почасовой ставке, что сложно адаптируется к российским реалиям ведения бизнеса с его очевидной направленностью на систему fixed costs.

Решение: использовать лучшие практики managed incorporations, доступные на российском рынке и вести внутреннюю отчетность по расходованию средств зарубежной организации с помощью независимого эксперта.

ВАЖНО: Да, файл с таблицей EXCEL - недостаточный инструмент для контролирования бюджета в юридическом проекте.

Минус №5. Сложный и непредсказуемый документооборот

Необходимость оформлять договоры и подписывать letters of engagement с каждым отдельным иностранным подрядчиком, необходимость проходить отдельные процедуру KYC у разных провайдеров услуг – это высокая дополнительная нагрузка на юридический отдел каждого бизнеса, который планирует самостоятельно открывать иностранную компанию.

В условиях санкционных и валютных ограничений 2022 года дополнительной проблемой является организация множества отдельных валютных переводов за каждую услугу и необходимость отслеживать успешность каждого валютного перевода.

Решение: заключить договор с российской подрядной организацией в российских рублях без привязки к курсам иностранных валют, фиксация четкого плана платежей и движения закрывающих документов по периодам.

Минус №6. Никто не подстрахует «в пути»

Если начать процесс регистрации иностранной компании самостоятельно, то нужно быть на 100% уверенным, что процесс пройдет безошибочно и гладко. Любая возникающая проблема приведет к увеличению расходов и к паузе в процессе.

По нашей статистике в этом случае предприниматели принимают решение обратиться к экспертным российским организациям для ответов на возникающие вопросы, но часто «подключиться» к начатому проекту без оплаты introduction fee бывает невозможно и нерентабельно. Это ставит под угрозу само открытие бизнеса за рубежом и в целом может возникнуть вопрос о целесообразности поддержания иностранной компании, недоведенной до «рабочего состояния».

Решение: если процесс регистрации в иностранной юрисдикции уже запущен, и возникла проблема, то необходимо выбрать юридическую фирму, специализирующуюся на регистрации иностранных организаций, составить ТЗ с подробным перечнем вопросов, оплатить гонорары за изучения текущей ситуации и возобновить проект с обновленной командой экспертов.

ВАЖНО: Средний убыток от возникающих проблем при регистрации иностранных юридических лиц составляет от 15 до 30 тысяч долларов США. Убыток представляет собой деньги на открытие зарубежной организации, отвлеченные из действующего бизнеса или из личных средств его бенефициаров на неопределенный срок. 

Заключение

Среди основных проблем, возникающих у бизнеса при самостоятельном открытии фирм в других странах, являются:

  • Неправильный выбор страны 
  • Невозможность открыть банковский счет
  • Непросчитанная персональная ответственность директоров компании
  • Невозможность правильно оценить юридически значимые документы на иностранном языке
  • Отказ местных провайдеров услуг (нотариусы, бухгалтер) от участия в проекте с российскими контрагентами

Мы настоятельно рекомендуем не принимать решения об открытии иностранной компании в текущих условиях без опоры на юридическое заключение профильного специалиста и без должного понимания налоговых, административных и уголовных последствий при ненадлежащем ведении дел иностранной организации.